Бавлам - 380 лет

Создано 23.03.2013 19:00

Бавлинский район в древнейшие времена обладал богатейшими природными ресурсами. Очень давно в этих местах находили благоприятные условия для жизни народы с самыми различными хозяйственными укладами, с оседлым или кочевым образом жизни. С появлением государственности в Среднем Поволжье этот регион входил в состав Волжской Булгарии, затем Казанского ханства. Можно сказать, что в археологическом отношении Бавлинский край совсем не исследован. Зато в Башкортостане, в городе Октябрьский, в районе Муллино (правильно Мулла аулы) проведены самые основательные археологические раскопки. Муллино расположено от Бавлов всего на расстоянии 25 км. В прошлом никаких границ между ними не было, входили обе деревни в Еланскую волость.

Во время раскопок были найдены различные орудия труда и другие памятники времен возникновения человеческих общин. Башкирские историки на основании изучения научно-исследовательских данных пришли к выводу, что в этом регионе люди вели оседлый образ жизни не менее 1000 лет. Татарские ученые тоже считают, что люди живут здесь очень давно и на основании изучения многочисленных архивных документов утверждают, что приикские земли являются исконными землями предков татарского народа. Но в результате разных войн и столкновений в 14 веке, когда были разрушены сотни населенных пунктов, истреблены тысячи земледельцев и городских поселян, оказалось, Икский бассейн был заселен менее плотно, чем Западное Закамье, или даже в определенный исторический период пустовал.

По мнению известного башкирского этнографа Р.Г.Кузеева, Юго-Западная Башкирия, как удобный для ведения земледелия район, задолго до присоединения Башкирии к Русскому государству была объектом колонизации булгарских групп. В период Казанского ханства миграционное движение поволжских татар в Закамье продолжается. Основной его формой владения землями стало получение ярлыков, выданных казанскими ханами. Например, при расследовании спорных дел о земле выяснилось, что Кутлумет Кутлугашев имел тарханство “со грамоты Ибрагима царя жалованный”. Годы же правления Ибрагима хана - 1467-1468 г.г.

Несмотря на падение Казани, народы края продолжали оказывать сильное сопротивление русским завоевателям. Для завоевания Средней Азии и Сибири нужно было создать плацдарм на территории Казанского ханства. С целью образования преданной царю верхушки местного населения Иван IV решил их одарить жалованными грамотами. Политика царя по отношению к башкирам оказалась такой, что принятие подданства Русского государства стало неизбежным. После принятия русского подданства башкирские волости получили жалованные грамоты на свои земельные владения. Ни один из народов, кроме башкир, не имел вотчинного права. Жалованные грамоты выдавались сначала в Казани, затем - в Москве. Вотчинное право сохранилось до 1917 г. В итоге национализации всех земель было уничтожено и вотчинное право башкир.

Башкиры Еланских волостей (Кыр-елан, Тышкы-елан и Елан) получали жалованные грамоты в 1574, 1626, 1658, 1685, 1753, 1766 и 1793 годах. Доказательством того, что в Бавлах жили люди в очень давние времена, служит старинное кладбище, разрушенное в 20-30 г.г. двадцатого века. Оно было расположено недалеко от мечети, занимало почти полквартала между нынешними улицами Вахитова и Советская. Там позже были построены склады райпо. Как рассказывала Магсума апа Кадырова, она в то время работала в райпо, во время хозяйственных раскопок был найден скелет “великана”. По преданиям он был в два раза крупнее среднего человека. Люди были потрясены, у них не хватило духа просто выкинуть кости. “Великан” был перезахоронен.

До войны во время раскопок вездесущие дети тоже вели свои поиски, где участвовала и я. Мы знали, что это кладбище, кругом валялись кости, но мы принимали это как должное. Мы искали и находили удивительно красивые черепки фарфоровой посуды. О кладбище я успела спросить у своей покойной матери, Фатымы Вахитовой, дочери Багаутдина. Мать моя, оказывается, о кладбище тоже расспрашивала у своего отца. Багаутдин бабай сказал, что кладбище очень и очень древнее, даже его деды не помнили, когда усопших хоронили на нем. Я спросила: “Что же там было особенного?” Мать сказала, что кроме очень многих и больших камней, были там еще срубы. Это для меня было что-то новое... И я, наконец, нашла ответ: “Где-то в середине II тыс. до новой эры на территории нынешнего Татарстана появляются памятники срубной культуры. Это время перехода к позднему бронзовому веку (Е.П.Казаков, З.С.Рафикова “Очерки древней истории Восточного Закамья”, Альметьевск, 1999, с.15).

Теперь обратимся к устным и архивным документам по истории Бавлов. Авторы книги “Баулылар” А.Валеев, Х.Губайдуллин приводят имена первых поселенцев: Карман, Тукбирде, Ырыс, Байсабу, Туктамыш, Таубакты, Илбакты. За разрешением поселиться на этих землях к царю Алексею ездили трое: Ырыс, Карман, старший сын Байсабу - Бибулды. Кроме Бибулды, все они были дети Дирбеша.

Первоначальное название Бавлов — Баллы елга. Бавлы основано примерно в середине XVII века. Эти сведения они взяли из рукописей Хамзы Вахитова, выпускника известного медресе “Галия”, первого краеведа и просветителя Бавлов.

Во многих поселениях, где неизвестна дата их основания, но сохранилась родословная жителей, прошедшее со дня основания поселения время определяют, помножив количество поколений на средний возраст жителей.

Родословная Шаех Дербеша сохранилась в Старо Тураево Ермекеевского района Башкортостана, в Ташлах и Тат.Тумбарлах Бавлинского района. В Бавлах родословная хранится у внука Хамзы муллы Вахитова - врача-уролога Наиля Казимовича Вахитова.

В сталинское время родословные были самыми опасными документами. Были уничтожены, сосланы ни в чем не повинные люди из известных родов именно по их родословным. Хамза мулла Вахитов уцелел чудом. По совету знаменитого друга Ризы Фахретдинова он уехал накануне своего ареста в Среднюю Азию. Люди понимали его величие, хотя им тоже угрожала смерть за предупреждение, они спасли ему жизнь. До своей кончины Хамза хазрат Вахитов составил около 30 родословных жителей Бавлов и вручил их детям наших далеких предков. Многие бережно хранят эти документы.

Наша родословная, начиная от Сальмана Фарси, содержит 30 поколений, от Шаех Дирбеша - 15 поколений: Шаех Дирбеш, Карман Кагарман, Имангол, Килэй, Мамезле, Бикчэнтэй, Максут, Халил, Гапделвахит, Шамсетдин, Камалетдин, Мансур, Шафкыя, Гульсина, Руслан. Руслан Батыргареев, внук моей сестры Шафкыи Мансуровны, ученик 10 класса татарской школы №3 г.Альметьевска, участвовал в республиканском конкурсе исследовательских работ юных краеведов “Эхо тысячелетия: от прошлого к будущему”, посвященного 1000-летию Казани, 60-летию Великой Победы, 200-летию Казанского университета. Он написал реферат о своей родословной и о прадеде Мансуре Вахитове, участнике Курской битвы и получил диплом победителя. Реферат послали в Москву. Этим я хочу только сказать, что родословная документально проверенная. Итак, если даже принять средний возраст за 28 лет, умножив его на 14 поколений, получается 392 года, что довольно близко к 380 годам.

Теперь обратимся к статье ученого-филолога Гумара Саттарова из книги “Ни їчен шулай аталган” (Казань, 1971). “Об образовании деревни Бавлы деревенские старожилы рассказывают такое предание: в далекие времена местность, где расположены Бавлы, была покрыта густым темным лесом. Там водились различные животные, а в дуплах деревьев было много пчел. Однажды летом здесь появились три башкира. Они под горою Бакыр тау построили деревню и, увидев много пчел на берегу реки, одно дерево с дуплом спилили. Оно упало поперек реки, и дупло лопнуло пополам. Поверхность реки покрылась сотами и медом. Тогда один из них, которого звали Карман, спросил: “Как мы назовем нашу деревню?” Имея в виду этот случай, решили назвать Баллы елга (“Медовая река”). Впоследствии в одной части деревни поселились мишары. Когда их спрашивали: “Вы из какой деревни?”, они отвечали: “Мы из деревни Мансурово, из местности Баллы”. В этом предании четко сказано, что сначала была построена деревня. До этого река не имела названия. Я знаю, что все ее называли “Инеш”, т.е. маленькая, мелкая и узкая речка. Протяженность ее 10 км с небольшим. Поэтому все рассуждения о том, что от реки перешло название деревни, в данном случае не имеет основания. Название деревни и реки Баллы елга возникло одновременно.

О том, что нашу деревню Бавлы старшее поколение называло “Баллы елга” чуть ли до наших дней, я услышала от бавлинца во многих поколениях Амирзяна Агляметдиновича Фазлыева. Мои бабушки были из других деревень, а его бабушки и родственники — из Бавлов. Они так и не приняли искаженное слово “Бавлы”. Они родились, жили и ушли в вечность в деревне “Баллы елга”. Таким образом, на основании следующих документов, которые нашли упорным трудом татарские и башкирские ученые в исторических архивах страны, можно сделать вывод, что в 2006 году Бавлам будет не менее 380 лет.

  1. Выписка из документа 1658 г. Российского государственного архива древних актов (г. Москва), фонд 1173, опись I, дело 476, листы 1, 2. Здесь говорится: “... Вотчина у нас старинная, дедов и отцов наших по рекам Ик и вверх Нугуш реки... Бавла...”. Документ нашла доктор филологических наук Дария Байрамовна Рамазанова. Копия документа находится в Бавлинском краеведческом музее.

  2. Отрывок из жалованной грамоты Кылчана и Тонуча Куккузевых, полученной в 1632 году от царя Михаила Федоровича Романова, где проводятся границы волостной земли: “... до устья реки Дымской и через устья речки Дымской до той прямо Маклаку по бугру до вершины речки Клану и до вершины речки Бавлы, а от вершины Бавлы до устья речки Усоюрт...”Анвар Закирович Асфандияров “История сел и деревень Башкортостана”. Справочник. Книга четвертая. Уфа, “Китап”, 1993, с.6. Документ хранится в ЦГАДА. Ф. 1324. п. I. Д.1019. Л.47.

  3. Копия указа 7139 г. (по новому летоисчислению - 1631 г.). В нем упоминается самая ранняя дата - 1626 год (по старому летоисчислению - 7134 г.). Названные в документе Карманко Ишудербышев, Русайка Тотаев и Байсубин (первые два здесь названы с некоторым искажением. Правильно - Карман Шаехдербышев и Урсай Тогаев. См: Национальный архив Татарстана, ф.231, д.76. л.73 (были татарами) в документе указано их сословие - чюваши Казанского уезда Зюрейской дороги деревни Балтачевой. Известно, что им было пожаловано тарханство, а сами они и их дети, как и некоторые другие выходцы Казанского уезда, были причислены к привилегированному башкирскому сословию”.

Это отрывок из труда кандидата исторических наук Тагира Тимергазимовича Каримова “Сборник документов по истории Бавлинского края в XVII-XIX в. в.”.

Что касается деревни Мансурово, которую Салям Алишев ошибочно принял за Бавлы, установлено, что она была пристроена к Бавлам через более чем 130 лет. В своей книге “Татары Восточного Закамья: их распространение, особенности говора” Д.Б.Рамазанова дает перечень 50 деревень, расположенных в Татарстане и Башкортостане, куда переселились припущенники. Далее Д.Б. Рамазанова пишет, что лишь две деревни (Агарды и Бишенде) являются новопоселенными, а остальные 48 существовали еще во время II ревизии (1745 г.), т.е. задолго до появления новых переселенцев Н. К-I, Д.Б.Рамазанова. “Татары Восточного Закамья”, Казань, “Магариф”, 2001, с.34).

Н.КАШАПОВА.

Использованная литература:

1. История Башкортстана с древнейших времен до 1860-х годов ХIХ века, - Уфа: Китап, 1997.
2. Каримов Т.Г.. Сборник документов по истории Бавлинского края в XVII-XVIII в.в.
3. Саттаров Г.. Почему так названы? - Казань, 1971.
4. Асфандияров А.З. История сел и деревень Башкортстана: Справочник. Книга четвертая, - Уфа: “Китап”, 1993 г.
5. Рамазанова Д.Б. Татары Восточного Закамья: их распространение, особенности говора. - Казань: Магариф, 2001.
6. Казаков Е.П., Рафикова З.С. Очерки древней истории Восточного Закамья. - Альметьевск, 1999.
7. Валиев А.В., Губайдуллин Х.Я.. Баулылар. - Казань, 1989.
8. На медовой реке - Казань, 1996.
9. Әхмәтҗанов М.. Татар шәҗәрәләре. - Казань, 1995

Нравится